вторник, 3 февраля 2015 г.

Лист второй. Кишкаджер.

Вершина Кишкаджер
        Так легло начало. Спустя три дня в четвертом часу ночи раздался звон будильника ознаменовавший начало интересного дня. Город спал. Тусклый свет фонарных столбов падал на остывший серый асфальт и вновь за спину начали уходить километры пути. Серега уже отчалил в Ставрополь и лафа в виде - «а подбрось меня завтра», умчала вместе с ним. Бешеной собаке, как говорится. Итогом, лишний десяток километров «припочковался» к той тридцатке что предстояло за сегодня набегать. Цифры были взяты из старого-доброго  Google Earth, который вечером накануне знакомил с уголком лежащим для меня в тени. К «Гуглу» присоединились рассказы Кондратова Николая и Михаила Донскова, то бишь моего батьки родного, сторожил тех мест. Как бы небыли хороши стариков рассказы и «Гугла» в придачу суждено мне все же было врюхаться там, по самое НИХАЧУ. Но об этом позже. А пока что проплывали мимо пейзажи, и в глазах рисовались картины детства. На ладан дышащее здание автовокзала. Озеро Кара-Кель, где некогда поплыл, после того как из под меня вырвали круг. Водопад в центре города, на который бегали променивая на это уроки Хорового пения и Сольфеджо в музыкальной школе. Сама школа которая подарила музыкальную грамоту. Городская больница, куда был тоскаем зачастую против воли. Кладбище. Так, его пожалуй опустим в воспоминаниях. Ущелье Джемагат, то самое, что описано у Лермонтова в его поэме Хаджи Абрек:
Велик, богат аул Джемат,
Он никому не платит дани.
Его стена — ручной булат,
Его мечеть — на поле брани.
Его свободные сыны
В огнях войны закалены,
…..................

                                       По Джемагату подгоняем наполовину одичавшими собаками мой путь пролегал быстро. Не более часа прошло как прорвав помесь субальпийского и альпийского поясов передо мной предстала поляна у Джемагатских нарзанов. Вкуснейших из всех что доводилось пробовать. Но времени забежать к источникам не было. Далее путь не был знаком и превращался в загадку ответ на которую лежал где-то в сосновом лесу, где силами природы легло перекрестие трех долин Эпчика, Кишкаджера и Горалыкола. Оглянувшись в прошлое пришлось напрячь бдительность поскольку путать стороны света, вершины друг с другом, и даже долины приходилось не раз. Оно и в этот раз пришлось плутать. Отчаянно, прорываясь сквозь чащу леса вдоль реки я тщетно пытался нарваться на тропу. Коровы. Спасли коровы. Круто вверх по склону послышался звон колокольчика и тут я сообразил сразу, что корова животное умное, и, в бурелом в котором барахтался я, ее просто так не загнать. Выше шла тропа.Так и вышло.


                                      Широкая тропа растоптанная лошадьми вскоре сменялась более узкой, поросшей травой. Лес редел. Его островки все реже встречались на пути и на опушке одного из таких лесных островков стояла хижина. Водная гладь реки едва заметно убегала вниз а старая ветхая хижина, хоть и в плачевном состоянии, но все же еще могла приютить и обогреть путников попавших в непогоду.

Хижина в долине
                                     Благо погода стояла отменная. Солнечные лучи медленно, но уверенно подбирались ко дну ущелья и вот уже вскоре готовы были обогреть чудака рвущегося вверх по долине. Чуть поодаль от хижины памятник трагически погибшему здесь охотнику из Теберды — Мурадину Абайханову, а далее в редколесье тропа терялась и с этого момента забирая круто влево и набрав немалую высоту предстояло поравняться с озером собственно от которого дорога к нашей вершине просматривалась четко. Поравнялся с солнцем. Или оно со мной. Кому как нравится.

Подъем к перевалу
                                   Впереди уже не так и далеко остается до перевала, однако, темп не падает, метры все так же уходят назад, время идет, на противоположных склонах из-за остатков древних морен появляются озера, а целевой перевал все не приближается. По ощущениям напомнило восточную вершину красавца Эльбруса когда поднимаясь к ней с севера порой начинаешь сходить с ума то ли от нескончаемо-однообразного подъема, то ли от недостатка кислорода за отметкой в пять тысяч метров. Но нет под ногами снега а значит и Эльбрус далеко и высота порядка 3-х тысяч.
                                   Правдами всеми и неправдами, но забрав немалое кол-во минут передо мной предстал Даут. Еще немного, и стихами начну писать. А Даут видал я впервые в жизни. Живописное, глубокое, брошенное людьми ущелье завоевало мой интерес давно, но открылось только сейчас. Некогда предстоит пройти и по дну Даута, но сейчас путь лежит по гребню к вершине Кишкаджер.

на перевале
                                      И вновь бесконечный подъем. Нарадоваться не мог тому что на ногах одет не трекинговый ботинок а легкий кроссовок Merrell, в противном случае кожа под конец дня осталась бы в ботинке. Но время бежит, а значит пробегают и километры. И к чему они привели? Кто в бушующем сюда пойдет, мой вам совет — обходите «забор» скального гребня справа глубоко внизу. Последний, километровой протяженности, высасывает все силы. Набор всевозможных жандармов, коротких скальных стеночек и неприятных траверсов по гребню отнимает порядочно времени. Вершина приближалась.

"забор"
                                     Вот уже и сам маршрут прорисовывался. К вершине, поодаль от меня поднималась группа Кавказских туров — коренных жителей и эндемиков здешних мест. Мой быстрый темп не подарил турам другого варианта кроме как вскарабкаться на вершину, тем самым последние показали наиболее логичный путь наверх. У бастиона маршрута 4-й категории сложности на вершину Кишкаджер совершенно для меня неожиданно появилась сотовая связь (Билайн). Должно быть способствовала высота — порядка 3800 у начала бастиона. Дозвонился на большую землю и обозначил местонахождение. Радовало все. Небо, безумно-синего цвета. Мордочки туров, свисавших с вершины и заинтересованно ожидавших когда же я к ним полезу. Запас светлого времени на спуск, и до сих пор не иссякнувшие силы после 12-ти часовой работы.
Туры у вершины
                                     Пара сотен метров разделяла меня и вершинную точку, но и здесь не суждено было увидать логического завершения. Неизвестный спуск с вершины мог потребовать наличие хоть небольшого куска веревки, но и той не было. Небольшой перекус, фотоаппарат и телефон — все что было за спиной.
                                     Еще немного посидел под бастионом просматривая Главный Кавказский Хребет вспоминая удачные и не очень восхождения. И что можно назвать удачным? Вот взять сейчас — я не пойду на вершину, но назвать сие мероприятие неудачным язык не повернется. Порой захожу на страничку ЖЖ Димы Шатрова и тут же перед глазами встает его слоган: «Только выйдя из дому, понимаешь, насколько огромен мир». Ну разве стоит здесь что либо добавлять?

                                          Пятигорск. 3 февраля 2015г.