понедельник, 28 марта 2011 г.

Путешествие к началу времен


Звенел будильник. Субботний день начинался обыденно за исключением достаточно раннего подъема, к пяти утра. В рюкзак уходили вещи, ботинки, фонари… карта Большой Азишской пещеры, которая, к сожалению, нам не понадобится, новый, недавно выданный паспорт, который на следующий день в Минводах я буду искать по карманам рюкзака и куртки и не находя смотря, с недавних пор, на полицейского, вспомню, он у меня в кармане брюк, услышу законный, судя по моему поведению, вопрос: - «Андрей, ничего не употреблял?» - «Нет» - отвечу я. Спал от самого Майкопа, думаю вид у меня был располагающим к такого рода вопросам.


            Электропоезд Минводы – Кисловодск вез меня к теплу и уюту квартиры в которой я живу вот уже третий год. В голове крутились мысли о новых похождениях, хотя еще вчера я ехал в этом же поезде и мысли были о том как пройдет следующий, вот уже ставший настоящим, день. А прошел он хорошо, где-то так как и планировалось, где-то совсем по-другому, где-то мы удивлялись, где-то расстраивались, но в целом я ехал домой с хорошим впечатлением от поездки.


                        Начало…
            Весеннее солнце пробивалось через стекло поезда везущего меня в Пятигорск. Оно грело и слепило глаза, как и ровно год назад, целый год мне не хватало этого солнца и вот лучи у моей руки, оно вернулось, вернулся и прежний я. У входа в ж/д вокзал меня ждал Денис. Мы отправились к автовокзалу проверяя по дороге не забыл ли кто документы или другие важные вещи. Водитель рейса Георгиевск – Майкоп уже с утра был чем-то недоволен и, сделав гримасу, как выразился Денис «обиженного жизнью», вез нас к Майкопу. Вез медленно, останавливаясь в каждом большом городе на пол часа, довез нас до места за семь с половиной часов. Майкопские таксисты ничем не отличаются от своих коллег из других городов, пробиваясь сквозь их добровольно принудительные предложения ехать, не важно куда, мы добрались до кассы автовокзала. Тут быстро выяснилось что, как и во многих городах, до близлежащих городов нужно уезжать от центрального рынка. Мы потопали к автобусной остановке мимо грустно смотрящих нам в след таксистам, однако, не оставляющих попытки «предлагать» свои услуги. «Двойка» с наполовину открывшейся дверью повезла нас в сердце города. Ничего другого кроме как: - «Перееду сюда жить!» - я не мог сказать, когда водитель, на мой вопрос о стоимости проезда ответил – «семь рублей». Резкое отличие от кавминводских 12-ти не могло нас не порадовать. Город оказался действительно не дорогим, по крайней мере транспорт. Правда подъехав на рынок, мы все равно умудрились вляпаться в небольшую историю, и вот уже сидя в машине у «ПИДРа» (Полицейского Инспектора Дорожного Регулирования – интересно теперь их называют) на нас с Денисом составляли протокол по статье КоАП РФ 12.29.1, вот так мы теперь будем ждать прихода штрафов по 200р. за переход в неположенном месте. На редкость сотрудник оказался доброжелательным, не предлагал решить все «по хорошему» и сразу взялся за составление протокола походу дела рассказывая как плохо переходить дорогу не по зебре. Быстрота заполнения протоколов, однако, не помогла нам успеть на автобус до Каменомоста (он же Хаджох) и купив билеты мы стали ждать следующий. Друзья, не верьте что такси из Майкопа до Лагонак дешевле чем из Хаджоха в те же Лаго–Наки, не раздумывая как это делали мы, езжайте в Хаджох, это целых 40 км. ближе к цели. И так мы купили билеты(!)  на маршрутку до Хаджоха (40 р.), каково было наше удивление когда в маршрутку пропускали только по билетам и бойкая девочка в дверях газели не пускала желающих без билетов даже учитывая тот факт что были свободные места, а когда бедная девочка не могла сдерживать натиск всех желающих на помощь пришел водитель и со словами – «ходит начальство» ударил по педали газа. Вспоминая наши битком набитые маршрутки на нас такой распорядок произвел впечатление и мы довольные увиденным ехали к Хаджоху.

Безопасность "по Русски"
 Время давно перевалило за обеденное но было приятно осознавать что мы медленно, но уверенно движемся к нашей цели. За окном маршрутки поплыли приятные глазу черты рельефа, холмы и возвышенности поросшие густым слоем еще не очнувшегося от зимы леса. Вдалеке, по пути нашего движения, начали появляться горы. Конечно не Домбайские или Безенгийские но все же горы. Мы не переставали удивляться чистоте городов и пригородов, вроде как на дворе весна, кругом должно быть грязно и сыро, а нет, небольшой городок (вот насчет городка неуверен) Хаджох встретил нас дружелюбно. По приезду мы завалились в «Магнит», который стоит совсем рядом с автостанцией, закупаться вкусностями на близлежащие сутки. В Хаджохе есть служба такси, но позвонив туда диспетчер отбил у меня желание общаться дальше сказав что такси до Большой Азишской пещеры нам будет стоить в тысячу рублей и мы потопали обратно к автостанции искать более приятного общения с местными таксистами. Дорога к пещере не в лучшем состоянии и если от Хаджоха добираетесь на такси лучше брать что-то внедорожное,  что бы у таксиста не было вариантов говорить – «вот машину гробить за копейки». От пещеры нам нужно было ехать еще и обратно так что пришлось договариваться и на счет следующего дня. И вот старенькая нива везет нас к цели  поездки. Слева по ходу остается с. Даховское и дорога к п. Гузерипль (надеюсь пишу правильно). Там же между Даховским и Гузериплем споит почти опустевший шахтерский поселок Никель в округе которого много шахт и штолен, в которых в 70-80-х добывали урановую руду. Увы, в штольни никеля, славящиеся своими кальцитовыми кристаллами, порой достигающими 40 см. в длину, мы не попадем. Справа по ходу располагается огромный вольер, где выращивают пятнистого оленя, не знаю верить таксисту или нет, но по его словам там насчитывается до 20-ти тысяч голов этого прекрасного зверя. Большая Азишская пещера находится на несколько километров ниже въезда на само плато Лаго-Наки.


В седьмом часу мы были в входа в пещеру. Совет. Всегда когда уезжаете в поездку меняйте крупные деньги насколько возможно более мелкими купюрами, с одной стороны приятно иметь в поездке толстый кошелек, даже если он набит «десятками», с другой у вас не получится той истории что произошла с нами. С водителем такси мы договорились что он заберет нас в восемь утра на следующий день, договорились что его услуги будут стоить тысячу рублей, пять сотен первый и столько же второй день. Пятьсот рублей мы не набрали и отдали тысячу, за работу наперед, хорошо что взяли его мобильный, на следующий день Денис разбудил счастливого водителя нивы сообщив ему что деньги он может оставить себе и никуда не ехать, но обо всем по-порядку.


                        Приехали…
            Мы стояли совершенно убитые новостью от женщины в «рэдфоксовской» куртке что пещера для посещений сегодня уже закрыта. Вот так, проехав столько километров натыкаешься на банальные – «вы не успели, очень жаль». Как оказалось пещера принимает с 9-ти до 18-ти. То, что для туристов оборудовано 220 метров пещеры мне было известно, но то что дальше в пещеру не пускают, а если сильно хочется то бери гида, плати по тысяче с человека и иди глубже об этом стало известно только на месте. Ждать следующего дня у нас вариантов не было. Не долго думая мы отдали две тысячи и нас согласились повести в пещеру не смотря на то что рабочий день закончился да еще и к тому же начинался матч Россия – Армения. Нас отвели в дом где мы переоделись, нацепили фонарики и оставили ненужные вещи. Нам дали двух проводников, Руслан и Павел, которые как проводники себя показали не в лучшем свете. Около 19-ти мы отправились в пещеру. Первые залы довольно впечатляющие, с высокими потолками и крупными сталактитами тянутся на протяжении 200 м. Даже оборудованная для туристов часть впечатляет своей грандиозностью несмотря на то что огромное количество сталактитов было уничтожено и вывезено из пещеры. Эта пещера одно из самых древних, а может и самое древнее чудо природы которые мне довелось видеть. Огромные сталактиты и сталагмиты образовывались здесь более миллиона лет. Если верить словам проводников то сталактит вырастает на 1 см. за сто лет, нетрудно представить возраст этого образования, когда сталагмиты достигают пяти(!) метров.


Наверное менее часа хвалило чтобы обойти ту часть пещеры которая предназначена для туристов. Теперь мы отправились в необорудованную часть, сойдя с подмостков начали углубляться по течению небольшой реки. Вода в реке чистая и на вкус неплохая, правда с Тебердинской водой она не сравнится. Как только мы начали движение в глубь по пещере грязь, похожая на глину, напомнила мне бештаугорские штольни, но конечно искусственные подземные образования и рядом не стояли с естественными тысячелетними и более древними пещерами. Мы продвигались в глубь и по мере продвижения потолок становился все ниже и ниже, на нем нарастал «молоднячек», сталактиты в несколько сантиметров, им то всего по несколько тысяч лет, как ничтожна история человечества по сравнению с десятисантиметровым наростом на потолке пещеры.

на пути в третий зал
 Непрерывно фотографируясь мы продвигались по течению реки. Совершая нехитрые акробатические движения мне удавалось не промочить ботинки, Денису же повезло больше, для него у наших проводников нашлись сапоги и он передвигался не обращая внимания на маленькую речушку под ногами. Вскоре пещера обрывается небольшим пятиметровым водопадом от которого далее по пещере движения нет. Речушка пропадает где-то в глубине небольшой щели в которую человеку пробиться невозможно. Где находится разгрузка пещеры (разгрузка – место где вытекает на поверхность река текущая в пещере) найти до сих пор не удалось, так что возможно, за этой маленькой щелью куда убегает вода находится еще множество не менее прекрасных залов, а возможно и ничего там нет, кто знает? Общая длинна пещеры 690 метров, мы прошли большую часть, но еще оставалось одно крыло длинной не менее 200 метров, на мой вопрос куда делись эти метры наш проводник начал настаивать на том что мы прошли все, я не стал доказывать обратное.

Пальма желаний

Мы возвращались. Наши проводники фотографировались, повисали на сталагмитах изображая попытки их сломать. Были восхищены как нам казалось более нас и свое восхищение выражали нецензурной руганью. Слушать и видеть все это было очень неприятно. В девятом часу мы вышли из пещеры. 


На улице дул ветер и было некомфортно, сразу захотелось вернуться в пещеру. Собрав рюкзаки мы попросились на ночлег, нам вежливо отказали и посоветовали спуститься чуть ниже к базе отдыха. Попрощавшись мы отправились вниз, в базу идти не было смысла, ведь деньги у нас остались только на то чтобы доехать до дома. Мы пошли пешком. Пешком до Хаджоха. Небо было усеяно звездами, большими и яркими, такими, какими я их помнил когда жил в Теберде. Дул несильный теплый ветер, мы выключили фонари и побрели по асфальту вниз. Глаза быстро привыкли к темноте и, не смотря на то, что было довольно темно мы могли двигаться по дороге, обходя небольшие ямы в асфальте. Тишину ночи не хотелось нарушать, и мы шли вниз молча. Прошли километр, второй, ничего не менялось, та же тишина, лес, темень и вдруг, прями из под ног раздалось грубое мужское: - «Мужики вы куда идете?» Я даже не помню успели мы испугаться или нет. В метре от нас на дороге лежал темный силуэт. Еще бы немного и мы по нему прошлись. Включив фонарики удалось немного расслабиться. Мужик, судя по всему в нетрезвом состоянии, интересовался ночлегом, угостив его водой и рассказав куда и сколько идти мы собирались двинуться дальше, как вдруг, повернувшись к нам  и разведя руки в стороны мужик выпалил: - «Я Мантана» -  это добро приносит!» и побрел дальше. Мы с Денисом переглянулись, а ведь несколько минут назад обсуждали эзотерических авторов и их произведения, в которых сплошь и рядом говориться что подобные встречи совсем не случайны. Так или иначе мы двигались вниз проходя редкие базы отдых из которых доносились радостные голоса отдыхавших. Так мы прошли десять, пятнадцать километров и сели отдохнуть, мне нужно было переодеть обувь, в кроссовках спускаться будет более комфортней. Вот только почему я этого не сделал раньше? Дело шло к полуночи и мы не рассчитывали что машинка двигавшая вниз остановится, но поголосовать решились. И она остановилась.
- «Подвезти?» - с улыбкой на лице спросил парень за рулем.
- «Подвези, а куда едешь?»
- «В Майкоп»
Вот в этот момент мое настроении перешагнуло стопроцентную отметку и мы с радостью побежали собирать рюкзаки. Переобуться мне так и не удалось.
            Мы запрыгнули на заднее сиденье и почти сразу водитель спросил нет ли у нас чего попить. Денис сразу провел параллель с тем мужиком на трассе который просил того же и точно так же. Вот тебе и «Мантана». Проснулся я уже в Майкопе. Вокзал на ночь закрывают и мы оказались у парня в квартире а утром попрощавшись пошли на остановку ждать свой автобус. Ну просто город чудес подумал я когда цена проезда, удивлявшая нас вчера, была семь рублей, сегодня опустилась до шести! Это вообще как? Мы в России или где? По-моему у нас так не бывает. На автовокзале нас уже ждал автобус и водитель, тот самый, «обиженный жизнью» водитель был сегодня «обижен» менее. Я проспал до Минвод, изредка просыпаясь на остановках.
                        Эпилог…
            И вот электропоезд вез нас назад, немного уставших, но довольных поездкой. Мы сделали то что планировали и чего хотели, не важно как и какой ценой, не важно все кроме одного – мы прошли тот отрезок пути который себе отчертили – а значит мы и на этот раз победили!      

Дух пещеры